Поиск по сайту
Авторизация
|
Рекомендации Общественной Палаты по весенней охоте переданы в Минприроды, Правительство и Госдуму
По итогам общественных слушаний на тему «Отмена весенней охоты на водоплавающих птиц», состоявшихся 18 марта 2014 в Общественной Палате РФ 13 августа были направлены соответствующие рекомендации в Министерство природных ресурсов и экологии (Министру С.Е. Донцову), Правительство РФ (Председателю Правительства РФ Д.А. Медведеву) и в Государственную Думу РФ (Председателю Государственной Думы Федерального Собрания РФ С.Е. Нарышкину).
Текст рекомендаций 18.03.2014 г. г. Москва
18 марта 2014 года в Общественной палате Российской Федерации по инициативе Рабочей группы Общественной палаты Российской Федерации по проблемам обращения с животными состоялись общественные слушания на тему «Отмена весенней охоты на водоплавающих птиц». В слушаниях принимали участие представители Департамента государственной политики и регулирования в области охраны и сохранения охотничьих ресурсов Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор), Института проблем экологии и эволюции РАН им. Северцова, Федерального государственного бюджетного учреждения «Контрольный информационно-аналитический центр охотничьих животных и среды их обитания» (ФГБУ Центрохотконтроль), Геблеровского экологического общества, Союза охраны птиц России, ассоциации Росохотрыболовсоюза, Российского охотничьего союза и ряда других охотничьих организаций, а также редакторы охотничьих газет и журналов. На слушаниях обсуждался вопрос негативного влияния разрешенной на территории Российской Федерации весенней охоты на перелетных птиц, из-за которой, по оценкам орнитологов, во многих регионах России численность большинства видов водоплавающих птиц неуклонно снижается. Весенняя охота оказывает многообразное негативное воздействие как на популяции охотничьих видов птиц, особенно гусей, так и на весь окружающий орнитокомплекс, в том числе - на редкие, особо охраняемые виды птиц. По этим причинам весенняя охота полностью запрещена в странах Евросоюза, на Украине и в ряде других стран. В некоторых субъектах Российской Федерации уже существует практика отмены или ограничения весенней охоты (в Алтайском крае, Ростовской области, Калмыкии, Астраханской области, Красноярском крае, Ямало-Ненецком автономном округе и др.). Вместе с тем, весенняя охота с подсадной уткой – традиционно русское явление, один из элементов охотничьей культуры нашей страны. Выведены более десятка пород подсадных, которые совершенствовались с незапамятных времен трудами многих любителей охоты. Нельзя также сбрасывать со счетов и то, что в северных регионах Российской Федерации весенняя охота служит важным подспорьем для жизни коренного населения. В ходе слушаний участники пришли к мнению, что проблема весенней охоты на водоплавающих существует и решать ее надо совместными усилиями, в том числе совершенствуя законодательство, деятельность и структуру охотничьих служб. Участники слушаний констатировали, что охотничье хозяйство в России находится в бедственном состоянии, а принятый Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» нуждается в существенной доработке. В частности, отмена сдачи экзамена по специальному «Охотминимуму» при получении охотничьего билета приводит к тому, что получившие охотничий билет люди не имеют представления ни о правилах и традициях охоты, ни о видовом составе и особенностях биологии основных охотничьих видов животных и птиц, ни о видах, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и субъектов федерации, или о других запрещенных к добыче видах. Разрешение субъектам федерации расширять список охотничьих видов птиц приводит к необоснованному отнесению к такому списку традиционно неохотничьих видов: лебедей, выпей и даже певчих воробьиных птиц. Отсутствие системы контроля над производством охоты приводит к бесконтрольной добыче птиц и ставит под угрозу как благополучие популяций дичи, так и саму культуру охоты. Вседозволенность приравнивает охотников к браконьерам, что отрицательно влияет на их имидж в глазах населения. Практически отсутствует государственный мониторинг численности охотничьих видов птиц и мониторинг добычи дичи на видовом уровне. Ранее осуществлённая передача полномочий в области ведения охотохозяйственной деятельности из федерального центра в субъекты привела к неразберихе государственного управления по охране и использованию животного мира. Так, органы государственной власти субъектов, осуществляющие переданные полномочия, в одних субъектах федерации были образованы как отдельные структуры при правительствах и администрациях субъектов, в других – при органах по охране окружающей среды и природопользованию или при управлениях лесным хозяйством. На федеральном уровне полномочия в области государственного управления осуществляет Министерство природопользования и экологии Российской Федерации, а также Росприроднадзор и его территориальные органы. Структура органов управления охотничьими ресурсами регионального уровня не образует единую систему с федеральными органами исполнительной власти. В последнее время в России крайне слабо финансируется деятельность профильных природоохранных и охотоведческих научных учреждений таких как: Федеральное государственное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт природы» (МПР РФ ФГУ «ВНИИ природы»), ФГУ «Центрохотконтроль», а также Всероссийский научно-исследовательский институт охотничьего хозяйства и звероводства им. Б.М. Житкова (ВНИИОЗ), который в советские времена специализировался на изучении экономики охотохозяйственной отрасли. Недофинансирование привело к свертыванию многих направлений работ этих учреждений, которые традиционно отвечали за подготовку проектных материалов по сохранению редких видов животных и растений, использованию ресурсных видов животных и растений, планированию охраняемых природных территорий федерального, регионального и местного уровней, охотничьих заказников, охотничьих хозяйств и т.д. Как показала практика, существующие институты РАН не во всем могут заменить вышеназванные отраслевые профильные учреждения в силу их специфики. Основы деятельности по рациональному использованию объектов животного мира и управлению охотничьим хозяйством страны нуждаются в скорейшей реорганизации. Пока это не будет сделано, целесообразно строго ограничить весеннюю охоту на водоплавающих птиц, разрешив охоту только на селезней с подсадной уткой. Весенняя охота не должна открываться без специальной государственной экологической экспертизы, которая принимает решение об открытии охоты на основании сведений о состоянии популяций дичи в каждый конкретный год в каждом регионе. Участники слушаний рекомендуют: Правительству Российской Федерации: - рассмотреть предлагаемый проект Стратегии «Управление ресурсами гусеобразных птиц Российской Федерации» (приложение № 1); - создать Межведомственную рабочую группу по вопросам пресечения незаконной добычи объектов животного мира; - разработать предложения по изменению Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления ответственности за нарушение правил охоты, в том числе - за грубые и неоднократные нарушения правил охоты, увеличить размер штрафов (до 100 000 рублей) за добычу видов, не отнесенных к объектам охоты, и видов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации или региональные красные книги, внести эти предложения на рассмотрение в Государственную Думу Российской Федерации. Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации: - рассмотреть возможность внести изменения в Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (приложение № 2); Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации: - ввести изменения в Правила охоты, утвержденные приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16 ноября 2010 г. № 512 "Об утверждении Правил охоты" (приложение № 3) - создать охотинспекцию для обеспечения надлежащей охраны во время охоты; - рассмотреть и утвердить представленный проект Перечня охотничьих видов гусеобразных птиц, относящихся к объектам охоты, расширение которого на региональном уровне не допускается без согласования с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации по итогам экспертного обсуждения с участием представителей научных и общественных организаций (приложение № 4); - внести изменения в Охотничий минимум (приложение № 5); - внести изменения в правила расчёта норм пропускной способности охотничьих хозяйств (приложение № 6); - организовать государственный мониторинг численности охотничьих видов птиц и добычи дичи, исходя из видового/популяционного уровня; - запретить выдачу путевок и разрешений на отстрел в научных и иных целях в сезон весенней охоты; - обязать охотпользователей спроектировать зоны покоя дичи в период весенней и осенней охоты на водоплавающих у мест ночевки (500-1000 м от уреза воды) и мест кормежки (не менее 30% территории района охотхозяйства); - рассмотреть вопрос о возможности поэтапного ограничения весенней охоты на водоплавающих птиц для чего: 1) объявить пятилетний мораторий на весеннюю охоту во всем Дальневосточном Федеральном округе и в субъектах юга Западной и Восточной Сибири – в Челябинской, Курганской, Тюменской, Омской, Новосибирской, Кемеровской, Иркутской областях, в Алтайском и Забайкальском краях, в Республиках Алтай, Бурятия, Тыва и Хакасия, а также в южной части Красноярского края. Вопрос об открытии весенней охоты в этих регионах после пятилетнего моратория должен решаться на основании данных о положительной динамике численности водоплавающих птиц; 2) бессрочно запретить весеннюю охоту на водоплавающих на территории Ростовской области, Краснодарского и Ставропольского краев, Республики Крым, Республики Калмыкии, Республики Дагестан и Астраханской области; 3) в других субъектах федерации юга Европейской части России и в центре Европейской России открывать весеннюю охоту не ежегодно и не во всех субъектах федерации одновременно, постепенно увеличивая интервал между годами, когда весенняя охота открыта; 4) в 10-дневный период весенней охоты ввести «дни покоя» для дичи, закрытые для охоты (например, 2 дня в середине недели), постепенно увеличивать количество таких дней и, соответственно, уменьшать количество дней с разрешенной охотой до двух суббот и двух воскресений, приходящихся на 10-дневный период весенней охоты. | |
|
|