В этом году весна пришла на юг Зейско-Буреинской равнины много раньше обычного. И птицы не только прилетели, но и начали гнездиться тоже в более ранние сроки. В первые дни мая в Муравьёвском парке устойчивого природопользования ждали появления птенцов у журавлей и дальневосточных аистов. Территория парка не выгорала на протяжении двух последних влажных лет, и объём растительной ветоши, а значит, и горючего материала удвоился. Контролируемые отжиги не проводились. Безумцы, игнорирующие постановления о запрете поджогов не перевелись, пожар был неизбежен. Вопрос был только в том, когда он случится и какой ущерб принесет.
30 апреля поднялся сильный южный ветер и мы ждали беды. В пять вечера сотрудник парка Александр Иванович Колотий заметил и тут же сообщил о возгорании к юго-западу от парка. Как позже удалось выяснить, огонь возник на «Русском поле», принадлежавшем ТОО «Корфовское». На наш звонок тут же откликнулись пожарный пост Муравьёвки, пожарные и МЧС Тамбовки и Благовещенска, сотрудники ГПУ Дирекции по охране и использованию животного мира и особо охраняемым природным территориям» Амурской области (Дирекции ООПТ). Из-за шквального ветра, порывы которого превышали 20 м/сек, огонь перекинулся через дорогу Муравьёвка-Корфово и начал быстро двигаться в направлении с. Духовское. Дойдя до озера Песчанка (Духовская) ветер изменил направление на противоположное.
Сотрудники Дирекции ООПТ благодаря плавающему вездеходу смогли добраться до западных участков парка и начали тушить пожар. Десятки пожарных, приехавших на помощь, не имели болотных сапог и не знали местности, а потому 30 апреля и 1 мая оставались на центральной усадьбе в роли зрителей.
Первого мая сотрудники парка смогли затушить фронт огня протяженностью более трёх километров и сохранить заболоченный луг напротив центральной усадьбы. Нам пришлось много раз возвращаться к повторно возникавшим возгораниям. Одна из причин этого — высокая численность косуль в парке. Помёт этих животных долго тлеет даже после того, как участок залит водой, и смена направления ветра может обернуться бедой. Нам на помощь пришли пожарные. С помощью ветродуев они быстро сбили пламя на заболоченном лугу, но поторопились оставить поле битвы. Утром второго мая нам вновь пришлось бороться с огнем, который подошел намного ближе к усадьбе.
Третьего мая пожар возобновился к югу от с. Духовское. Сильный северный ветер гнал огонь по лугам в сторону усадьбы. Нам при поддержке пожарных сёл Муравьёвка и Тамбовка удалось организовать отжиг полосы вдоль полевой дороги. Поэтому, несмотря на сильный ветер огонь не смог перекинуться через выжженную полосу. Благодаря этому были спасены участок заболоченных угодий и строения.
В проведении отжига и тушении пожара важную роль сыграла помощь А.В.Игнатьева, добровольного помощника из с. Муравьёвка, который раньше работал в парке и много раз участвовал в тушении луговых пожаров. Он и в прошлом не отличался здоровьем, и ему бы сидеть дома, но трудно сказать, чем бы закончился этот день без него. После того как был затушен многокилометровый «хвост» пожара мы отправились с Анатолием Владимировичем на другой участок, позже к нам присоединились трое сотрудников пожарного поста Муравьёвки во главе с М.П. Компанец. Через несколько часов удалось затушить восточный фланг очага. Огонь упёрся в ранее потушенный сотрудниками Дирекции ООПТ (судя по следам транспортёра) участок, и опасность центральной усадьбе и заболоченному лугу перед усадьбой миновала.
Уссурийские журавли из Амурской области, а также из западных и центральных районов китайских провинций Хэйлунцзян и Внутренняя Монголия, МНР и Читинской области летят зимовать на побережье Желтого моря — в устье Желтой реки и в заповедник Янченг. Там в 2001 г. насчитывали около 750 птиц, в последние годы чуть более 200! Уссурийские журавли начинают гнездиться на 3-6 год жизни. Так что только 70-80 пар каждый год пытаются восполнить потери, но пожары, беспокойство (в том числе весенняя охота, которая открывается в местах гнездования журавлей и в непосредственной близости от них), сокращение площадей водно-болотных угодий, столкновения с проводами, применение ядовитых приманок для добычи водоплавающих птиц, болезни, непогода и многое другое факторы лишают надежды на то, что ситуация изменится к лучшему. В марте 2013 г. уже во время первой встречи Президента Российской Федерации В.В. Путина и вновь избранного председателя Китайской Народной Республики Си Цзиньпина была подписана двусторонняя конвенция по охране перелётных птиц и мест их обитания. Это создало законодательную базу, но результат будет зависеть от практических мер и вовлечения не только государственных агентств, но и всех граждан.
Случившийся пожар — огромное горе для всех, оно неизбежно повторится и в будущем, если мы будем полагаться только на запреты. Снизить размер потерь можно с помощью превентивных мер, в частности, с помощью контролируемых отжигов (прошу не путать контролируемые отжиги, проводимые подготовленными для их проведения группами с поджогами или отжигами, устроенными неподготовленными людьми). Наш опыт показывает, что даже профессиональные пожарные незнакомы с практикой проведения контролируемых отжигов и тушения пожаров в водно-болотных угодьях.
Обращаем внимание на то, что все катастрофические пожары в парке в последнее десятилетие возникли в результате возгораний на землях хозяйства «Корфовский». Его сотрудники не принимали участия в тушении пожаров, а администрация не компенсировала ущерб природе парка.
Шестого мая вместе с Денисом Дирманом, сотрудником ООПТ Амурской области, мы осмотрели участок сгоревшего травяного болота, где в этом году загнездились две пары даурских журавлей. Гнездо одной из пар мы не смогли обследовать из-за высокой воды. Вода спасла тростник от пожара и надеюсь гнездо осталось цело. На выжженном участке мы нашли сгоревшее гнездо даурского журавля. Скорлупы яиц не было, что неудивительно. С момента прохождения пожара на этом участке прошло уже шесть суток. В парке многочисленны барсуки и лисы, которые не откажутся от бесплатного угощения. Уцелели на осмотренном участке все три дерева с жилыми гнёздами дальневосточных аистов.
Судя по космическому снимку, около 4,000 – 5,000 га (60-70%) парка пострадала от пожара. На этой территории в 2014 г. начали гнездование более (не вся территория парка была обследована) 15 пар даурских и две пары уссурийских (японских) журавлей. Обрадовало то, что внутри выгоревших территорий местами сохранились участки невыгоревшей сухой травы по залитым водой понижениям, поэтому часть гнезд наверняка уцелели.
Пожар пришёл с «Русского поля», которое принадлежит хозяйству «Корфовский». Однако уголовное дело по факту пожара в Муравьёвском парке возбуждать не собираются. По словам И.В.Ковальчука, зам. начальника ООПТ Амурской области (Амурская правда, 7 мая, 2014), «огонь не затронул гнёзда журавлей». Не могу понять на чём основано данное утверждение. Гнездо журавля на сгоревшем участке можно заметить только находясь на расстоянии от него в несколько метров. Краткий вояж (по заболоченному лугу мы проехали всего 800 м) не может рассматриваться в качестве обследования территории и оценки воздействия пожара на редкие виды птиц. Других обследований сгоревшей территории не проводилось. Поэтому дело было закрыто без проведения экспертизы.
Я объяснил Д. Дирману, что сгоревшее гнездо использовалось на протяжении многих лет (для этого достаточно было приподнять слой травы, уложенной птицами весной 2014 г.). Вместо этого мне были приписаны слова о том, что «Есть вероятность, что это гнездовье прошлых лет» (Амурская правда, 14 мая, 2014).
Вынужден напомнить, что и в 2011 г. с полей ТОО «Корфовское» пришел катастрофический пожар, который уничтожил сухую траву, необходимую журавлям в качестве укрытия гнёзд с насиживающими птицами. Пожар осенью 2011 г. уничтожил два и повредил один из летних домиков стационарного лагеря для детей, а также участок поля, где велась уборка урожая сои. Всё это причинило парку значительный материальный ущерб, но вместо помощи, парку, который сообщил о возгорании и тем спас от огня с. Духовское, парку, сотрудники и исследователи которого, спасали болота и здания от огня, районная прокуратура выписала штраф в 150 000 руб. за несоблюдение правил пожарной безопасности. Основная же вина парка была для всех очевидна и состояла в том, что мы назвали истинную площадь территории пострадавшей от огня (более 5 000 га), вместо официально заявленной (50 га).
Нежелание оценить реальные, а не надуманные последствия пожара, найти и привлечь к ответственности виновных в поджогах приведёт к тому, что поджоги продолжатся, а руководители хозяйств будут бездействовать, глядя как огонь идёт по их территории.
С. М. Смиренский, Муравьёвский парк