Поиск по сайту
Авторизация
|
Приняты новые «Требования к предотвращению гибели объектов животного мира…»
![]() Приняты новые «Требования к предотвращению гибели объектов животного мира…»
Правительство Российской Федерации своим постановлением от 31 мая 2025 г. № 813 утвердило новые «Требования к предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов и линий связи и электропередачи», которые вводятся в действие с 1 сентября 2025 г. Они заменят соответствующие требования, установленные в 1996 г., и будут действовать до 1 сентября 2031 г.
Прежде чем приступить к сравнительному анализу старых и новых Требований, следует напомнить о существовании так называемой регуляторной «гильотины» − средстве периодического упразднения устаревших нормативных актов, сдерживающих социально-экономическое развитие страны, создающих барьеры для предпринимателей и иных субъектов хозяйственной деятельности. В недавнем прошлом попасть под «гильотину» могли и упомянутые выше Требования. Очевидно, кто-то посчитал их ненужными и вредными для прогресса, забыв от том, что в действительности они являются важным звеном механизма правового регулирования отношений в сфере сохранения биоразнообразия и обеспечения экологической безопасности в России. Союз охраны птиц России, наряду с иными организациями и отдельными специалистами по охране природы, был вынужден обратиться в соответствующие инстанции (Минприроды РФ, профильный комитет Госдумы РФ и др.) с обращениями о недопустимости отмены нормативного правового акта, необходимость которого предусмотрена Федеральным законом «О животном мире» (ст. 28). В итоге взамен старых появились новые весьма «облегчённые» Требования. При сохранённой прежней структуре (семь глав) новый документ содержит лишь 29 пунктов вместо 38. Примечательно, что и в название обновлённого документа внесена некоторая поправка: вместо прежних требований «по предотвращению» гибели теперь значится «к предотвращению». Существенные изменения претерпел 5-й пункт «Общих положений». Сравнивая обе формулировки, отметим плюсы и минусы нового порядка информирования о фактах гибели животных. Прежде всего, отметим конкретизацию и сокращение степеней свободы в отношении субъектов информирования, сроков и способов доведения информации: отныне «Юридические и физические лица обязаны информировать органы государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющие полномочия в области охраны и использования объектов животного мира, о случаях гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов и линий связи и электропередачи в 5-дневный срок с момента обнаружения факта гибели посредством почтовой связи либо электронной почты». В прежней редакции круг государственных органов, куда может быть направлена информация, не был ограничен лишь уровнем субъекта РФ, не были установлены конкретные сроки и не исключалось обращение по телефонной связи. Вместе с тем, появилась некоторая неопределённость, допускающая разночтение в части установления лиц, обязанных информировать органы власти. В прежней редакции говорилось о лицах, осуществляющих производственную деятельность, в результате которой могут погибать животные. Из формулировки новых Требований можно понять, будто речь идёт о любых юридических и физических лицах, включая посторонних свидетелей гибели животных. Особого внимания, на наш взгляд, заслуживает последняя глава VII. Требования при проектировании, строительстве и эксплуатации линий связи и электропередачи. Прежде всего отметим досадное несоответствие содержания главы её заголовку, в следствие чего выходит так, что мероприятия по предотвращению гибели птиц должны предусматриваться лишь на стадиях проектирования и нового строительства, в то время как основная стадия (эксплуатации), на которую приходится главная сумма ущерба, причиняемого животному миру, странным образом исчезла из нормативного правового акта. Между тем, действующим федеральным законом «Об охране окружающей среды» предусмотрены не две, а, как минимум, четыре последовательных стадии жизненного цикла хозяйственной и иной деятельности, сопровождаемые обязательными природоохранными мероприятиями и компенсацией причиняемого вреда (проектирование, строительство, эксплуатация и вывод объектов из эксплуатации). Такое несоответствие неизбежно будет приводить к коллизиям, волоките и спорам, разрешение которых, по всей видимости, придётся осуществлять посредством судебной практики. К сожалению, в этой главе отсутствует указание на способы защиты птиц от столкновения с проводами ЛЭП и линий связи в полёте, хотя в прежнем документе этому вопросу был посвящён отдельный пункт. В целом вызывает удивление отсутствие указаний на возможность применения альтернативных средств и технологий защиты птиц на электросетевых объектах, хотя, наряду с использованием птицезащитных устройств (эффективность которых редко бывает 100%-й) в настоящее время созданы и внедряются конструкции опор и оборудования ЛЭП и ПС, не требующие оснащения птицезащитными устройствами. И, если речь идёт о птицезащитных устройствах, то непременно следует предъявлять обязательное требование по применению ПЗУ, соответствующих современным стандартам, включая ГОСТ Р 70399 – 2022 «Устройства защиты птиц на объектах электроэнергетики. Общие технические условия». Введён в действие с 01 декабря 2022 года.
Материал подготовил
А.В. Салтыков, вице-президент Союза охраны птиц России, к.б.н., руководитель программы «Птицы и энергетика», председатель секции «Птицезащитные устройства и маркеры» экспертного совета Ассоциации «Электросетьизоляция» | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
|
|