Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

vstupi.jpg

vznosy1.jpg

Pomogi.jpg

Chizh-PG.jpg

Veterinar.jpg

BG.jpg
baner_Sturman.gif


 



Позиция экологических НПО по социальным и экологическим проблемам производства и передачи энергии



 МСоЭС (ISEU), Союз охраны птиц России, Центр охраны дикой природы

ПОЗИЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ НПО

по социальным и экологическим проблемам

производства и передачи энергии

Позиция экологических НПО по социальным и экологическим проблемам производства и передачи энергии. – М., 2008.

Редакторы: Алексей Зименко, Юлия Кулешова

Перевод на английский язык: Юлия Кулешова

Дизайн: Никита Очагов, Андрей Пронин

Печать: ООО «Арткодекс»

Тираж: 1 000 экз.

Март 2008 г., Москва

Издание распространяется бесплатно.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

История документа . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

Почему важны общая позиция неправительственных организаций и переговорный

процесс? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

Практическое применение документа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

1. Энергетика и глобальное изменение климата . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4

1.1. Отказ от увеличения выбросов парниковых газов (ПГ) за счет оптимизации

топливного баланса и повышения эффективности выработки энергии . . . . . . . . . . . . 4

1.2. Содействие мерам по повышению эффективности распределения энергии и ее

использования конечным потребителем. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5

1.3. Доведение доли производства энергии из возобновляемых источников до 20%

от вводимых мощностей к 2020 году (в том числе за счет реализации потенциала

децентрализованного энергоснабжения) и предоставление возможности

потребителям покупать такую энергию . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5

2. Экология . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6

2.1. Наличие у энергетических компаний современной экологической политики . . . . . . . 6

2.2. Отказ от строительства крупных объектов, прежде всего ГЭС, в «no go»

(социально-экологически запретных) зонах, либо в непосредственной близости от

них, даже если это допускается действующим законодательством . . . . . . . . . . . . . . . 8

2.3. Экологизация действующего производства энергии и систем ее транспортировки,

снижение ущерба, наносимого природным территориям, объектам и

биоразнообразию, реабилитация нарушенных экосистем . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8

3. Социально-экологические вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9

3.1. Наличие и реализация энергетическими компаниями политики социальной

ответственности, включающей обязательство информационной открытости и

ведение конструктивного диалога с заинтересованными сторонами. . . . . . . . . . . . . . . 9

3.2. Наличие и реализация механизма согласования интересов всех заинтересованных

сторон на стадии проектирования, текущей работы и вывода из эксплуатации

энергетических объектов (составная часть политики социальной ответственности).10

3.3. Наличие и реализация механизмов мониторинга социально-экологических

последствий деятельности в области энергетики, выплаты компенсаций

сторонам, которым наносится ущерб, и проведение реабилитационных работ по

снижению социально-экологического ущерба (составная часть политики

социальной ответственности) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10

Глоссарий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11

Список организаций, присоединившихся к позиции экологических НПО по социальным

и экологическим проблемам производства и передачи энергии (по состоянию на

февраль 2008 г.) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13

Введение

История документа

С 2005 года по инициативе РАО «ЕЭС России» (далее РАО ЕЭС) ведется диалог между неправительственными организациями и руководством РАО ЕЭС. В результате серии встреч была достигнута договоренность о необходимости разработки общей позиции неправительственных организаций по экологическим вопросам в энергетике.

Планируется, что в июле 2008 года завершится процесс реорганизации РАО ЕЭС. Для сохранения преемственности в экологической политике дочерних компаний и передачи наработок в области определения экологических и социальных проблем и возможностей их решения руководство РАО ЕЭС проявило заинтересованность в оставшееся время провести трехсторонний переговорный процесс между НПО, РАО ЕЭС и дочерними компаниями и правительством РФ.

В этой связи позиция неправительственных организаций может стать одним из инструментов для обеспечения преемственности экологической политики РАО ЕЭС и экологизации деятельности независимых энергокомпаний (1).

Почему важны общая позиция неправительственных организаций и переговорный процесс?

Внимание к российской энергетике, особенно после ее рыночной перестройки, будет расти в силу ее значения для энергетической безопасности страны, а также экономической и экологической значимости.

Общественные организации будут играть важную роль в формировании общественного и делового мнения об энергетических компаниях. Выполнение консолидированных общественных требований очень важно для устойчивого, экологически ответственного развития российской энергетики, соответствующего самым высоким международным стандартам (например, отчетность по системе GRI; применение передовых технологий снижения удельной углеродоемкости производства).

На постсоветском пространстве российские компании могут сыграть значительную роль не только как источники инвестиций и технологий, но и как примеры экологически ответственного поведения.

Практическое применение документа

Заинтересованная энергетическая компания или любая другая организация, согласившаяся с Позицией неправительственных организаций, принимает соответствующие обязательства по выполнению задач, относящихся непосредственно к этой компании или организации.

Например, отказ от строительства крупных равнинных ГЭС напрямую не относится к сетевым компаниям, равно как и требование о доведении доли возобновляемых источников до 20% от вновь вводимых мощностей к 2020 году. В свою очередь, к генерирующим компаниям напрямую не относится требование о предотвращении гибели птиц на ЛЭП.

(1) Поскольку настоящая позиция вырабатывалась в переговорах с РАО ЕЭС, она не включает вопросы атомной энергетики. Подавляющее большинство подписавших позицию организаций выступают против развития атомной энергетики как опасной и не способной принципиально решить социальные и экологические проблемы.

Позиция экологических НПО по социальным и экологическим проблемам производства и передачи энергии Позиция неправительственных организаций не требует моментального достижения предлагаемых целей, но НПО настаивают на том, чтобы компании и организации стремились к выполнению задач, сформулированных в позиции, в обозримые сроки и планировали соответствующие действия. Это стремление должно быть предметно и конкретно отражено в планах и политиках компаний и организаций.

Выполнение задач, зафиксированных в настоящей позиции, может быть проблематично в силу, например, различия позиций менеджмента, инвестора и собственника энергетической компании. Неправительственные организации осознают ограничения возможностей менеджмента компаний, но в итоге их работа будет оцениваться на основе конечного результата.

Предлагаемые критерии оценки соответствия деятельности компаний положениям настоящего документа достаточно вариабельны и требуют уточнения в каждом отдельном случае.

1. Энергетика и глобальное изменение климата

1.1. Отказ от увеличения выбросов парниковых газов (ПГ) за счет оптимизации топливного баланса и повышения эффективности выработки энергии

Комментарий

В перспективе существует риск активного ввода в строй новых мощностей традиционной энергетики, основанной на сжигании ископаемого топлива, при сохранении и эксплуатации старых, неэффективных мощностей. Это приведет к быстрому наращиванию выбросов парниковых газов и скорому достижению уровня выбросов 1990 года.

Чтобы избежать этой ситуации, мы считаем, что ввод новых мощностей должен вестись одновременно с интенсивным выводом устаревших мощностей.

Например, на многих старых электростанциях за счет установки нового оборудования на основе передовых технологий при сохранении исходного количества потребляемого топлива можно увеличить выработку электроэнергии в 1,5 раза и более. При условии реализации мер в области энергосбережения на стадии энергопотребления у конечного потребителя (см. пункт 1.2) это позволит безболезненно выводить из эксплуатации старые неэффективные мощности.

Учитывая, что традиционные формы сжигания угля дают примерно двукратное увеличение выбросов ПГ на 1 т.у.т. по сравнению с сжиганием газа, с точки зрения энергетического баланса отказ от увеличения потребления ископаемого топлива, и прежде всего угля, означает фиксацию существующего баланса с доминирующей долей газа с ростом доли возобновляемых источников энергии в перспективе.

Критерии выполнения

1. Ввод новых мощностей исключительно с использованием наиболее передовых технологий.

2. Обновление морально и технически устаревшего оборудования на действующих энергообъектах.

3. Ввод новых мощностей сопровождается выводом старых.

4. Ввод новых мощностей, работающих в режиме когенерации (с учетом наличия и близости потребителя тепловой энергии).

5. Снижение или как минимум сохранение существующего уровня удельных выбросов ПГ.

1.2. Содействие мерам по повышению эффективности распределения энергии и ее использования конечным потребителем

Комментарий

Настоящее требование может не относиться к энергетическим компаниям, которые теоретически заинтересованы в росте спроса на энергию, однако оно имеет прямое отношение к сетевым компаниям, заинтересованным в оптимизации транспортировки и распределения энергии.

Производители энергии должны работать с потребителями. В противном случае риски перегрузки энергосистем и аварийных отключений будут расти, в частности в связи с отсутствием экономической мотивации энергосбережения. Кроме того, в результате декларируемого роста спроса на электроэнергию могут приниматься и уже принимаются экономически и экологически необоснованные долгосрочные политические решения о необходимости наращивания мощностей вместо рационального использования энергии, получаемой при современной установленной мощности.

Согласно оценкам Международного энергетического агентства, вложение одного доллара в энергоэффективность экономит два доллара. В Российской Федерации, имеющей потенциал энергосбережения в объеме, превышающем 40% от общего энергопотребления, этот показатель может быть еще выше.

Помимо огромных экономических затрат, к которым ведет необоснованное наращивание производства энергии при ее неэффективном использовании, это наносит значительный экологический ущерб.

Содействие мерам по повышению эффективности энергопотребления может включать:

  • переговоры с региональными и муниципальными органами власти с целью оптимизации системы подачи и использования электроэнергии и тепла на уровне потребителя, сокращения/стабилизации объемов потребляемой энергии и в итоге закрытия старых неэффективных энергомощностей;
  • инициирование и/или помощь в разработке региональных программ энергосбережения на уровне потребителя;
  • инициирование создания фондов энергосбережения;
  • инвестирование в энергосбережение, энергоаудит на уровне конечного потребителя;
  • пропаганду энергосбережения (например, через выставки, демонстрационные проекты, конкурсы).

Критерии выполнения

1. Наличие и реализация плана действий по рационализации энергопотребления на стадии конечного потребителя.

2. Постоянное и значительное снижение удельного энергопотребления (2) в регионе действия компании.

(2) МВт-час и Гкалорий на единицу валового регионального продукта в сопоставимых ценах.

1.3. Доведение доли производства энергии из возобновляемых источников до 20% от вводимых мощностей к 2020 году (в том числе за счет реализации потенциала децентрализованного энергоснабжения) и предоставление возможности потребителям покупать такую энергию

Комментарий

В действующей экологической политике РАО ЕЭС зафиксирована цель доведения доли возобновляемых источников энергии (без учета крупных ГЭС) с 0,5% в 2002 году до 1,5% к 2015 году. Согласно данным Международного энергетического агентства, в настоящее время доля возобновляемых источников (без учета крупных ГЭС) в выработке электроэнергии в мире составляет около 2% и к 2030 году может достигнуть 4%.

В ряде регионов мира эти показатели существенно выше. Весной 2007 года руководством Евросоюза было принято решение о доведении к 2020 году доли возобновляемых источников до 20% от общего объема энергопотребления.

В настоящее время в России отсутствует законодательная база, система государственной поддержки и даже благоприятная деловая среда для развития возобновляемых источников энергии. Существующая налоговая система не благоприятствует развитию рынка «зеленой энергии». Неправительственные организации готовы участвовать в решении этих проблем.

Компании должны демонстрировать готовность производить и продавать «зеленую энергию» заинтересованным потребителям. Это значительно облегчит решение проблемы развития возобновляемой энергетики в России.

Кроме того, необходимость ввода новых мощностей традиционной энергетики, целесообразность эксплуатации старых мощностей, а также строительство новых сетей должны оцениваться с точки зрения потенциала децентрализации энергетики на основе ВИЭ для снижения уровня сверхцентрализации энергоснабжения.

В советское время гигантомания привела к созданию огромных генерирующих мощностей (часто «самых больших в мире»), что требовало создания систем передачи энергии на значительные расстояния. Это вело к большим неэффективным затратам как при создании энергетических систем, так и в процессе их эксплуатации, снижало надежность их работы. Например, строительство новой ЛЭП к удаленным потребителям, расположенным на территории с высоким потенциалом ветровой, геотермальной, малой гидро- и солнечной энергетики, возможностями использования древесного топлива, часто является нецелесообразным.

Децентрализация энергетики не означает призыва к прекращению профильного бизнеса энергетических компаний. Однако должен быть проанализирован и, в случае его наличия, реализован потенциал децентрализации для снижения сверхконцентрации производства, что будет способствовать повышению как экономической эффективности, так и надежности работы энергосистем.

Децентрализация означает ввод новых мощностей вне сетей, требующих диспетчеризации на федеральном уровне, как на объектах, подключенных к сетям (автономизация объектов), так и на объектах, расположенных вне сетей (удаленные территории).

Критерии выполнения

1. Наличие и реализация краткосрочных и долгосрочных планов по развитию возобновляемой энергетики.

2. Готовность компании информировать потребителя об экологичности поставляемой ему энергии.

3. Наличие оценки потенциала децентрализованной энергетики на основе ВИЭ.

4. Наличие и реализация плана по вводу мощностей децентрализованной энергетики.

2. Экология

2.1. Наличие у энергетических компаний современной экологической политики

Комментарий

Современная экологическая политика подразумевает: информационную открытость и ведение диалога с заинтересованными сторонами; планы экологизации производства и механизмы их исполнения; обязательство проведения экологических экспертиз; обязательство приостановки реализации проекта при наличии острого социального или экологического конфликта до его разрешения.

Под информацией понимается открытая экологическая отчетность с указанием как положительных, так и отрицательных последствий деятельности компании.

Информационная открытость подразумевает:

  • размещение информации о деятельности компании в доступном виде в Интернете;
  • размещение информации о деятельности компании в открытом годовом отчете;
  • наличие системы обращений граждан и организаций и ответов на них;
  • наличие механизма выявления заинтересованных сторон;
  • наличие площадки для постоянного диалога с НПО.

Для организации диалога с заинтересованными сторонами потребуется выявление природоохранных неправительственных организаций, заинтересованных в диалоге, как по отдельным проектам, так и по экологической политике компании в целом.

Диалог по отдельным проектам подразумевает, что наряду с оценкой коммерческой эффективности заказчик инвестиционного проекта обязан в рамках расчетов его общественной эффективности оценить воздействие проекта на смежные отрасли экономики (традиционное природопользование, туризм и рекреация и др.), упущенную выгоду и компенсации за экологические ущербы природным экосистемам в результате затопления земель с временным лагом не менее 100 лет. Заказчик обязан сделать расчеты налоговых поступлений и платежей от будущего проекта в бюджеты муниципальных образований и субъектов РФ, на территории которых может произойти затопление земель или будут проявляться признаки косвенного воздействия затопления. Должны быть представлены и оценены альтернативные варианты реализации намечаемой деятельности, в том числе «нулевой вариант» (полный отказ от деятельности).

Общественность как в России, так и в других странах деятельности компаний должна быть ознакомлена с материалами и результатами общественных обсуждений проектов.

Критерии выполнения

1. Наличие экологической политики, учитывающей предложения НПО, а также открытой экологической отчетности (включая размещение на сайтах компаний материалов статистической отчетности по формам 2-ТП).

2. Наличие обязательства проведения общественных экологических экспертиз и ОВОС по проектам с привлечением экспертов, предложенных Коалицией экологических НПО.

3. Поддержка постоянного диалога с неправительственными организациями.

4. Наличие обязательства приостановки реализации проекта в случае серьезного экологического конфликта.

5. Наличие и реализация плана сокращения сбросов-выбросов загрязняющих веществ, соотносящегося с показателями наиболее передовых технологий.

6. Наличие и реализация плана по снижению влияния энергетических объектов на природные территории и биоразнообразие.

7. Результаты оценок общественной и бюджетной эффективности инвестиционного проекта с учетом его воздействия на смежные отрасли экономики, упущенной выгоды и иных факторов представлены на общественных или публичных слушаниях в томе проектной документации «Эффективность инвестиций», а также в банковских ТЭО (3).

8. Проведенные курсы повышения квалификации для сотрудников компании в области рационального природопользования и сохранения окружающей среды.

(3) При подготовке инвестиционных проектов, предусматривающих строительство плотин и других гидротехнических сооружений, необходимо проводить оценки общественной и бюджетной эффективности на федеральном, региональном и муниципальном уровнях в строгом соответствии с «Методическими рекомендациями по оценке эффективности инвестиционных проектов» (вторая редакция, исправленная и дополненная; утв. Минэкономики, Минфином и Госстроем РФ от 21 июня 1999 г. № ВК 477). Результаты этих оценок должны быть доведены до сведения заинтересованной общественности в соответствии с российским законодательством и международным правом.

2.2. Отказ от строительства крупных объектов, прежде всего ГЭС, в «no go» (социально-экологически запретных) зонах либо в непосредственной близости от них, даже если это допускается действующим законодательством

Комментарий

К «no go» зонам (социально-экологически запретным) относятся следующие территории и объекты:

· существующие и проектируемые особо охраняемые природные территории и акватории (ООПТ) федерального уровня, а также территории, зарезервированные или включенные в перспективные планы и схемы развития ООПТ федерального уровня;

· территории традиционного природопользования (ТТП);

· прилегающие охранные зоны и буферные территории, предохраняющие ООПТ и ТТП от негативных воздействий хозяйственной деятельности человека;

· объекты всемирного природного и культурного наследия и их буферные или охранные зоны;

· ООПТ регионального и местного значения в части, предусмотренной положениями конкретных ООПТ;

· ключевые орнитологические территории (КОТР);

· малонарушенные лесные территории (МЛТ);

· прочие лесные территории, определенные как леса высокой природоохранной ценности (ЛВПЦ);

· ключевые ботанические территории (КБТ);

· водно-болотные угодья (ВБУ) международного значения и угодья, внесенные в национальный Перспективный список Рамсарской конвенции.

Кроме того, экологические НПО считают недопустимым строительство крупных энергообъектов в пределах следующих ценных и уязвимых природных территорий или в непосредственной близости от них:

  • территории, покрытые высокоуязвимыми горными лесами;

· территории с типичными степными сообществами, подлежащие повсеместному сохранению в связи с высокой степенью нарушенности степной зоны;

· районы с выраженной вечной мерзлотой, разрушение которой приведет к изменениям мерзлотного режима на соседних территориях или станет причиной выброса в атмосферу значительных объемов парниковых газов;

· бассейны рек, гидрологический режим и экосистемы которых не нарушены крупными гидротехническими сооружениями.

Критерии выполнения

1. Отсутствие планов по строительству ГЭС и прочих крупных энергетических

объектов в «no go» зонах в краткосрочной и долгосрочной перспективе.

2. Отсутствие в планах строительства горных ГЭС, несущих серьезные

социально-экологические последствия, и крупных равнинных ГЭС.

2.3. Экологизация действующего производства энергии и систем ее транспортировки, снижение ущерба, наносимого природным территориям, объектам и биоразнообразию, реабилитация нарушенных экосистем

Комментарий

В настоящее время существуют доступные решения по экологизации производства и транспортировки энергии, среди которых технологии, позволяющие:

  • сокращать гибель птиц на ЛЭП,
  • повышать эффективность рыбопропускных сооружений,

· минимизировать воздействие водохранилищ на особо ценные природные территории и объекты.

Реабилитация нарушенных экосистем предполагает наличие механизмов оценки ущерба природным комплексам, а также согласованных с заинтересованными сторонами и реализуемых планов по их восстановлению.

Критерии выполнения

1. Проведение оценки ущерба, наносимого живой природе.

2. Наличие и реализация планов реабилитации нарушенных экосистем, включающих программы экологического мониторинга.

3. Наличие и реализация планов внедрения технологии защиты птиц на ЛЭП и снижение числа гибнущих птиц.

4. Наличие и реализация планов действий по снижению негативного влияния энергетических объектов на водные экосистемы, предусматривающих в том числе внедрение современных и эффективных рыбопропускных систем.

5. Наличие и реализация планов действий по снижению выбросов, сбросов, образования отходов.

6. Наличие и реализация планов по оптимизации паводковых, сезонных и суточных попусков воды, регулирования ее уровня в водохранилище, учитывающих социальные и экологические условия в зоне его влияния.

3. Социально-экологические вопросы

3.1. Наличие и реализация энергетическими компаниями политики социальной ответственности, включающей обязательство информационной открытости и ведение конструктивного диалога с заинтересованными сторонами

Комментарий

[Комментарии относительно информации, информационной открытости и организации диалога см. в разделе 2.1.]

Ввиду разнообразия социальных групп и слоев при организации диалога с заинтересованными сторонами целесообразно использовать определение основных групп населения, упомянутых в «Повестке дня на XXI век», а именно: женщины, молодежь, коренные народы и местные общины, неправительственные организации, местные власти, профсоюзы, бизнес, ученые, фермеры. Число социальных групп, участвующих в диалоге, и их состав зависят от готовности каждой группы к обсуждению конкретных проблем. В любом случае каждая из групп должна иметь доступ к необходимой информации и участию в социальных программах.

Критерии выполнения

1. Наличие согласованной с НПО политики социальной ответственности и конкретных планов по ее воплощению на практике.

2. Наличие механизма выявления заинтересованных сторон и их списка, отражающего все потенциально заинтересованные стороны.

3. Наличие диалога со всеми заинтересованными сторонами.

3.2. Наличие и реализация механизма согласования интересов всех заинтересованных сторон на стадии проектирования, текущей работы и вывода из эксплуатации энергетических объектов (составная часть политики социальной ответственности)

Комментарий

Механизм согласования интересов не должен ограничиваться только общественными слушаниями. В случае, если одних общественных слушаний недостаточно, необходимы другие формы согласования проектов, например консультации с представителями заинтересованных сторон.

Крайне важно, чтобы компании были готовы корректировать проект с учетом мнения заинтересованных сторон или отказываться от проекта в случае неразрешимости острого социального конфликта.

Критерии выполнения

1. Наличие механизма учета мнения заинтересованных сторон при проектировании энергетических объектов, предусматривающего возможность внесения изменений в проект на стадии проектирования.

2. Отсутствие острых социальных конфликтов на стадии проектирования.

3. В случае, если острый социальный конфликт имел место, наличие документов (протоколов, переписки), подтверждающих его конструктивное разрешение.

4. Наличие обязательства по приостановке реализации проекта в случае возникновения серьезного социального конфликта.

3.3. Наличие и реализация механизмов мониторинга социальноэкологических последствий деятельности в области энергетики, выплаты компенсаций сторонам, которым наносится ущерб и проведение реабилитационных работ по снижению социально-экологического ущерба (составная часть политики социальной ответственности)

Комментарий

Результаты мониторинга должны быть открыты. В качестве одной из возможных форм мониторинга социальных последствий (как отрицательных, так и положительных) могут выступать опросы общественного мнения.

Компенсационные механизмы особенно актуальны для снижения ущерба в связи с деятельностью крупных ГЭС, а также крупных угольных и мазутных электрои теплостанций.

Компенсации по результатам деятельности гидроэлектростанций должны включать выплаты переселенцам, помощь с переселением, а также адекватную поддержку жизнеобеспечения населения подтопляемых территорий.

Механизмы по реабилитации природных территорий, объектов и экосистем, которым нанесен ущерб, особенно актуальны для гидросооружений, имеющих крупные водохранилища с подтопляемыми территориями.

Критерии выполнения

1. Осуществление мониторинга социально-экологических последствий в зоне влияния энергетических объектов и открытый доступ к его результатам.

2. Проведение оценки социально-экологического ущерба, в том числе признание ответственности компании за ущерб, нанесенный ее предшественниками.

3. Наличие механизмов принятия решений о выплате компенсаций и проведении реабилитационных работ с целью снижения социального ущерба. Выплата компенсаций и проведение реабилитационных работ.

4. Отсутствие социальных конфликтов в связи с выплатой компенсаций и проведением реабилитационных работ.

Глоссарий

Банковское ТЭО – это перечень таблиц (отчетов) по реализуемому проекту, по которому запрашивается кредит у банка. Традиционно таблицы бывают трех видов: отчет о движении денежных средств, отчет о прибыли и убытках и прогнозные балансы (часто последнее не требуется). Это необходимо для доказательства эффективности проекта и проверки банком возможности возврата кредита. Набор документов, представляемых в ТЭО, определяет каждый банк самостоятельно.

Водно-болотные угодья (ВБУ) международного значения – угодья, имеющие международное значение, главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, согласно Конвенции о водно-болотных угодьях (Рамсарской конвенции). Россия (в составе СССР) присоединилась к Рамсарской конвенции в 1975 году. В рамках выполнения Рамсарской конвенции в настоящий момент в России есть 35 водно-болотных угодий международного значения. Помимо этого, в соответствии с Конвенцией каждой страной-участницей должен быть подготовлен Перспективный («Теневой») список Рамсарских угодий для включения в Конвенцию. В России такой список из 166 территорий был разработан Всероссийским научно-исследовательским институтом охраны природы по запросу Госкомэкологии России (Водно-болотные угодья, внесенные…, 2000).

Возобновляемые источники энергии (ВИЭ): энергия солнца; энергия ветра; энергия водных потоков, за исключением крупных ГЭС и ГАЭС; энергия морских приливов; волновая энергия; геотермальная энергия; низкопотенциальная тепловая энергия земли, воздуха и воды; биомасса и отходы, за исключением получаемых в результате использования углеродного сырья и топлива.

Ключевая ботаническая территория (КБТ) – природный участок с высоким ботаническим разнообразием и/или участок, который, по оценке экспертов, поддерживает уникальное сообщество редких, находящихся под угрозой исчезновения и/или эндемичных видов растений и/или растительное сообщество с большой ботанической ценностью.

Ключевая орнитологическая территория России (КОТР) – территория или акватория, имеющая важнейшее значение для птиц в качестве мест гнездования, линьки, зимовки и остановок на пролете. В первую очередь к ним относятся места обитания видов, находящихся под глобальной угрозой исчезновения; места с относительно высокой численностью других редких и уязвимых видов (подвидов, популяций), в том числе занесенных в Красную книгу РФ и региональные Красные книги; места обитания значительного числа эндемичных видов, а также видов, распространение которых ограничено одним биомом; места формирования крупных гнездовых, линных, пролетных, зимовочных и других скоплений птиц.

Крупные ГЭС – согласно отчету Всемирной комиссии по плотинам (WCD «Dams and Development: A New Framework for Decision Making», http://www.dams.org/report/) выделяются крупные и сверхкрупные плотины. Крупные – более 15 м высотой, причем Международная комиссия по крупным плотинам считает крупными и те, чья высота находится в пределах от 5 до 15 м, если объем водохранилища больше 3 млн. м3. К сверхкрупным плотинам относятся плотины, соответствующие хотя бы одному из четырех критериев: высота больше 150 м, объем плотины более 15 млн. м3, объем водохранилища более 25 млрд. м3, установленная мощность более 1000 Мв.

Леса высокой природоохранной ценности (ЛВПЦ) (в понимании Лесного попечительского совета, FSC) – леса, принадлежащие к одной или нескольким из ниже перечисленных категорий:

- участки леса, которые имеют особое значение в мировом, национальном или региональном масштабах: из-за высокого биологического разнообразия (уникального эндемизма, богатства исчезающими видами, наличия большого количества рефугиумов и т. д.) (тип ЛВПЦ 1);

- участки леса, представляющие собой крупные лесные ландшафты (расположенные внутри хозяйственной единицы управления лесами или содержащие ее), в пределах которых могут в естественном состоянии существовать жизнеспособные популяции большинства, если не всех биологических видов, встречающихся на данной территории (ЛВПЦ 2);

- участки леса, которые включают редкие или находящиеся под угрозой исчезновения экосистемы (ЛВПЦ 3);

- участки леса, имеющие ключевое средообразующее или ресурсоохранное значение водоохранное и противоэрозионное и т. д.) (ЛВПЦ 4);

- лесные территории, имеющие особо важное значение для выживания местного населения (для добычи средств к существованию или поддержания здоровья) (ЛВПЦ 5);

- лесные территории, играющие ключевую роль в сохранении национально-культурного самосознания местного населения (ЛВПЦ 6).

В ряде регионов России (Архангельская и Кировская области, Республика Коми, Приморский и Хабаровский край, Еврейская АО) выполнены специальные исследования по ЛВПЦ, уточняющие эти критерии.

Малонарушенные лесные территории (МЛТ) – целостные природные территории в пределах лесной зоны площадью более 50 тыс. га, не имеющие внутри крупных постоянных поселений, действующих транспортных коммуникаций и не затронутые современной интенсивной хозяйственной деятельностью (определение дано по «Атлас малонарушенных лесных территорий России», Москва, 2003). Малонарушенные лесные территории также относятся к ЛВПЦ.

Особо охраняемая природная территория (ООПТ) – участок земли, водной поверхности и воздушного пространства над ним, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение. Решениями органов государственной власти эти территории и акватории полностью или частично изъяты из хозяйственного использования и для них установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам национального достояния.

Отказ от строительства энергетических объектов – объекты не должны строиться в «no go» зонах, и их строительство даже вне этих территорий не должно отрицательно влиять на состояние окружающей среды в них (например, они не должны попадать в зону влияния водохранилищ ГЭС).

Парниковый газ (ПГ) - газ, имеющий парниковый эффект, то есть поглощающий в атмосфере тепловое излучение Земли. Рост концентрации в атмосфере СО2 и дру гих подобных газов в результате хозяйственной деятельности человека приводит к повышению температуры и изменению климата. Шесть газов (или групп газов) контролируются Киотским протоколом: СО2, СН4, N2O , ГФУ, ПФУ и SF6. Кроме перечисленных парниковым газом является водяной пар (важнейший парниковых газ атмосферы Земли), но он не рассматривается в протоколе ввиду природного происхождения и отсутствия данных о росте его концентрации в атмосфере.

Повестка дня на XXI век - программа конкретных действий в сфере социально-экономического развития с целью рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды для обеспечения процветания человечества. Принята Конференцией ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в июне 1992 года.

Современная экологическая политика – политика, которая подразумевает: информационную открытость и ведение диалога с заинтересованными сторонами; планы экологизации производства и механизмы их исполнения; обязательство проведения экологических экспертиз; обязательство приостановки реализации проекта при наличии острого социального или экологического конфликта вплоть до его разрешения.

Территории традиционного природопользования (ТТП) – территории с особым режимом природопользования и охраны, обеспечивающим ведение традиционного природопользования и традиционного образа жизни коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также представителями иных этнических общностей, чья жизнедеятельность неразрывно связана с таким традиционным природопользованием и образом жизни в местах их проживания и хозяйственной деятельности.

Удельные выбросы ПГ – г СО2-эквивалента на КВт-ч или Гкал выработанной энергии и тепла в компании в целом.

Формы 2-ТП - формы Федерального государственного статистического наблюдения, ежегодно предоставляемые индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, их обособленными подразделениями в органы государственной статистики и/или органы надзора.

Форма 2-ТП (водхоз) – сведения об использовании воды, необходимые для характеристики объемов использования воды и для показателя отведения (сброса) загрязненных сточных вод.

Форма 2-ТП (воздух) – сведения об охране атмосферного воздуха, необходимые для характеристики выбросов загрязнений в атмосферу от стационарных источников.

Форма 2-ТП (отходы) – сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления, необходимые для характеристики объема образовавшихся отходов (I-V классы опасности).

Global Reporting Initiative (GRI) – международная система отчетности, используемая для оценки показателей устойчивого развития.

«No go» зона – участки земли, водоемы, природные комплексы, сообщества и объекты, а также их совокупности, где по социально-экологическим причинам недопустимо строительство крупных энергетических объектов.

Список организаций, присоединившихся к позиции экологических НПО

по социальным и экологическим проблемам производства и передачи

энергии (по состоянию на февраль 2008 года)

1. Союз охраны птиц России – Виктор Анатольевич Зубакин, президент.

2. Евгений Аркадьевич Шварц, директор по природоохранной политике.

3. Общественная организация «Бурятское региональное объединение по Байкалу», Улан- Удэ – Сергей Герасимович Шапхаев, директор.

4. Общественная организация Приморского края «Бюро региональных общественных кампаний – БРОК», Владивосток – Анатолий Лебедев, председатель совета.

5. Владимир Алексеевич Чупров, руководитель энергетического отдела.

6. Экологическая вахта Сахалина, Южно-Сахалинск – Дмитрий Лисицын, председатель Совета.

7. Агентство исследования и сохранения тайги (РОО «АИСТ»), Междуреченск – Александр Никитич Арбачаков, председатель.

8. Фонд «ИСАР-Сибирь», Новосибирск – Юрий Романович Широков, директор.

9. КРОО «Камчатская лига независимых экспертов» (КЛиНЭ), Петропавсловск-Камчатский – Татьяна Робертовна Михайлова, председатель.

10. Общественный экологический центр Республики Саха (Якутия), Якутск – Зинаида Андреевна Алтухова, председатель.

11. Общество защиты прав потребителей г. Якутска, Якутск – Вячеслав Яковлевич Соболев, председатель.

12. Амурская областная общественная экологическая организация «АмурСоЭС», Благовещенск – Петр Евгеньевич Осипов, директор .

13. Международный социально-экологический союз – Владимир Петрович Захаров,

сопредседатель.

14. Экологический центр «Зеленая орбита», Волгоград – Сергей Александрович Шавлак, председатель Совета.

15. Экологический центр «Дронт», Нижний Новгород – Асхат Абдурахманович Каюмов, исполнительный директор.

16. Костромское областное общественное экологическое движение «Во имя жизни», Кострома – Тамара Ивановна Добрецова, сопредседатель .

17. Сибирское экологическое агентство (Томская региональная благотворительная общественная организация), Томск – Алексей Владимирович Торопов, директор.

18. Независимое экологическое рейтинговое агентство (АНО «НЭРА») – Александр Сергеевич Мартынов, директор.

19. Балаковское отделение ОО «ВООП», Балаково – Анна Михайловна Виноградова, председатель.

20. Союз «За химическую безопасность» – Лев Александрович Федоров, президент.

21. Российский социально-экологический союз – Сергей Владимирович Симак, сопредседатель совета.

22. Центр содействия Волго-Уральской экологической сети, Тольятти – Алексей Станиславович Паженков, председатель.

23. Центр экологического менеджмента и образования Самарского СоЭС, Самара – Бэла Анатольевна Никитина, председатель.

24. Клуб «Любители природы», Тольятти – Наталья Ивановна Гончарова, председатель.

25. Центр содействия коренным малочисленным народам Севера, Родион Васильевич Суляндзига, директор.

26. Российская ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока (Ассоциация КМНССДВ РФ), Дмитрий Владимирович Бережков, вицепрезидент.

27. Некоммерческое партнерство «Прозрачный мир» – Дмитрий Евгеньевич Аксенов, заместитель генерального директора.

28. Центр охраны дикой природы – Алексей Владимирович Зименко, генеральный директор.

29. Институт эколого-правовых проблем «Экоюрис» – Виталий Константинович Горохов, исполнительный директор.

30. Мурманская региональная общественная экологическая организация «Беллона- Мурманск» – Нина Андреевна Лесихина, координатор энергетических проектов.


Примечание. Если не указано местоположение НПО, то они либо расположены в Москве, либо являются национальными сетевыми организациями.









Назад в раздел

KOTR.jpg

KOTR_karta.jpg

Forum.jpg
 
Систематическая галерея

Fotogallery.jpg

LEP.jpg

Literat.jpg

Blogi.jpg


© 2003-2024 Союз охраны птиц России
Создание сайта - Infoday Media