Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

vstupi.jpg

vznosy1.jpg

Pomogi.jpg

Chizh-PG.jpg

Veterinar.jpg

BG.jpg
baner_Sturman.gif


 



Первая декада марта в Северной Осетии

Первая декада марта в Северной Осетии
Фото: А.Д. Липкович
Дата публикации: 12.03.2016
Источник: Союз охраны птиц России, А. Д. Липкович
Проголосуйте за новость
(Голосов: 5, Рейтинг: 3.8)
На мартовские праздники получилось выехать в северную Осетию, где когда-то провел 20 лучших лет своей жизни. Повстречал старых друзей и прошел небольшой маршрут под южными сбросами куэст Скалистого хребта.

Погода благоприятствовала экскурсиям. В первый день 5 марта друзья помогли выехать в Геналдонское ущелье, где в ноябре 2014 года я наблюдал интересные фрагменты жизни пары взрослых бородачей и белоголовых сипов. К сожалению, гнезда сипов в каньоне Геналдона оказались не заняты. Самих птиц тоже долго не было видно. Только выехав за узкую часть ущелья, на левом борту в районе селения Кани встретили молодого и взрослого бородачей. Птицы совершали обычные поисковые  полеты вдоль хребтов, особенно внимательно осматривая сельскую свалку. Пара воронов так же держалась у селения.

Горная овсянка на солнце. Фото: А. Липкович

В самом селении держалась стайка горных овсянок, среди которых было несколько обыкновенных. Около двух десятков полевых воробьев кормились на свалке. Вдалеке над склоном кружила стая альпийских галок.

На обратном пути у восточной границы Владикавказа, невдалеке от городской свалки, наблюдалось скопление черных коршунов. Всего в нескольких стаях было учтено более 500 птиц. Вероятно, это еще зимующие коршуны. Пролет на равнине пока не отмечен.

Второй день был дождливым, и мы делились новостями с друзьями из Северо-Осетинского заповедника. По словам Павла Вейнберга, местного зоолога, с которым в 70-е и 80-е годы мы провели много дней за наблюдением гнездового поведения бородачей, пара, гнездившаяся в урочище Сидан Касарского ущелья, где имела поочередно занимаемые 4 гнезда, в последние годы была вытеснена белоголовыми сипами. А колония этих падальщиков, в свою очередь, переместилась в Касару из урочища Ксюрт под куэстой массива Кионхох Скалистого хребта.

Так как в моей практике уже был случай, когда местный орнитолог Юрий Комаров утверждал, что сипы больше не гнездятся в найденной мной в 90-е годы колонии, а личное обследование выявило наличие не менее 4-х обитаемых гнезд, я решил сам проверить эту информацию.

Фото: А.Липкович

Действительно, первая часть дня принесла разочарование. Яркая солнечная погода, изумительно красивые пейзажи и полное отсутствие крупных падальщиков, казалось, подтверждала сказанное Павлом. Только горные овсянки и большая смешанная стая альпийских галок с клушицами оживляли экскурсию. И вездесущие вороны. Пара воронов картинно летала на фоне сверкающих вершин заснеженного Бокового хребта.

Фото: А.Липкович

Как и на предыдущей экскурсии, я решил, что больше шансов увидеть падальщиков вблизи селения. Действительно, вокруг Ксюрта, где сейчас живет всего одна семья горцев, но пасется довольно много скота, был встречен взрослый бородач. Интересно, что с изменением характера животноводства меняются и горные пейзажи. Еще в 80-е годы прошлого века в горах велось массовое отгонное скотоводство. Огромные отары и стада крупного рогатого скота перегонялись на лето в высокогорья на субальпийские пастбища. При этом местные колхозы имели зимние пастбища на равнине (например, в Наурском районе Чечни, или Черноземельском районе Дагестана), а равнинные хозяйства гнали скот на летние пастбища в горы.

Скота в горах летом было много. Соответственно, было достаточно корма для крупных хищных птиц. Теперь картина иная. Массовые перегоны ушли в прошлое. На пастбищах вокруг селений пасется личный скот горцев. Но пасется он здесь круглогодично. Высокогорные пастбища пустуют. А вокруг селений сбой многократно усилился. Тропиночная эрозия склонов приводит к оползням вблизи селений. В отдалении от них идет возобновление соснового леса, который раньше угнетался пастбищной регрессией.

При многократно уменьшившемся поголовье локальный сбой травостоя у сел значительно возрос. Люди не хотят летовать со скотом на отдаленных пастбищах без привычных уже  удобств.

Фото: А.Липкович

Осмотрев разрушающиеся средневековые башни и могильные склепы, мы стали спускаться в долину Ардона. И тут заметили взрослого сипа. Он летел с той стороны, где в былые годы я наблюдал колонию. На брюхе птицы выделялось большое наседное пятно. Видимо, сипы продолжают гнездиться в прежнем месте, но стали более осторожны. В марте идет насиживание, партнеры редко сменяют друг друга на гнездах, и их прилеты и отлеты остаются незамеченными.

В январе – феврале, во время достройки гнезд и брачных полетов птиц видно чаще, как и во время выкармливания птенцов. Если все сложится удачно, постараюсь на майские праздники более внимательно осмотреть место расположения колонии.

В этом году весна необычайно ранняя. В селении Унал 7 марта уже зацветали сады. При этом на предгорных равнинах цветение еще не началось. Казалось бы, такое положение опровергает схему высотной поясности. С подъемом в горы на каждые 100 метров температура падает на 10°C.

Но в этом конкретном случае проявляется отрицательный фенологический градиент. Редкое явление было подмечено ботаником Северо-Осетинского заповедника Константином Поповым. Особые климатические условия в Садоно-Унальской межгорной котловине, где находится так называемая «зона дождевой тени», намного больше солнечных дней, чем на предгорных равнинах, вызвало этот интересный природный феномен.

Фото: А.Липкович

Утром 7 марта на Центральной усадьбе заповедника массово пели самцы зеленушек и черных дроздов. Громко оповещала о брачном настроении пара зеленых дятлов, вороны, много лет гнездящиеся в обрывах за усадьбой заповедника, активно носили к гнезду корм. Активничали пестрые дятлы. По-моему, слышались крики вертишейки.

А на заброшенных грядках садика дружно цвели посаженные мной около 20 лет назад подснежники.

К наблюдениям бородачей в природе нужно добавить, что в этом году, как и в прошлом, в Ростовском зоопарке проявляют гнездовую активность две взрослых птицы. Бородачи строят гнездо на искусственной скале. Правда, дальше этого дело не идет. Возможно, это связано с отсутствием гнездовой ниши. Все осмотренные мной гнезда этих птиц в горах Осетии, Верхней Балкарии и Дагестана располагались в глубоких скальных нишах северо-восточной экспозиции.

Фото: А.Липкович

Бородачи Ростовского зоопарка живут в большом экспозиционном вольере, не имея никаких укрытий. Во многих зоопарках сталкиваются с тем, что в неволе бородачи утрачивают красивый оранжевый цвет оперения нижней стороны тела. В природе эти птицы находят окрашенные минералы, и купаются в таких местах. В прошлом году я привез из Орловского района Ростовской области ярко-красную глину. Наши птицы  ее используют, их оперение стало оранжевым. Пока еще не столь интенсивного цвета, как у вольных птиц, но изменения налицо.

Бородач с размахом. Фото: А.Липкович

Сам факт элементов брачного поведения бородачей в Ростовском зоопарке – случай уникальный в современной России. Пока только Новосибирский зоопарк пытается добиться размножения этого вида. Мной подготовлены предложения руководству зоопарка о необходимых изменениях в содержании и обустройстве вольер. Надеюсь, новый директор Ростовского зоопарка уделит этой проблеме необходимое внимание, и шансы на успешное размножение бородачей возрастут.

KOTR.jpg

KOTR_karta.jpg

Forum.jpg
 
Систематическая галерея

Fotogallery.jpg

LEP.jpg

Literat.jpg




© 2003-2024 Союз охраны птиц России
Создание сайта - Infoday Media