Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

vstupi.jpg

vznosy1.jpg

Pomogi.jpg

Chizh-PG.jpg

Veterinar.jpg

BG.jpg
baner_Sturman.gif


 



Прогулка по Шипову лесу

Прогулка по Шипову лесу

В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе.
Зимы ждала, ждала природа.
Снег выпал только в январе.
На третье в ночь…

(А.С. Пушкин, «Евгений Онегин»)

Новым годом под дождем и без снега нас уже не удивишь. После нескольких дней и ночей, когда температура не опускалась ниже пяти градусов выше ноля, наконец-то слегка подморозило. Лужи подернулись прозрачным ледком, а утром из-за причудливых лиловых туч выглянуло розовое солнце. Ранним январским утром на четвертый день после Нового года мы выходим из машины на окраине села Ерышовка, что на опушке знаменитого Шипова леса, который Петр I когда-то назвал «золотым кустом России». Целью нашей небольшой прогулки является проведение Рождественского учета птиц, который вот уже с 2008 года проходит под эгидой Союза охраны птиц России.
Впереди нас ждет двенадцатикилометровый маршрут. Машина уже ушла и мы, не спеша, оглядываемся. Вид причудливой формы облаков привлекает наше внимание, и мы хватаемся за фотоаппараты. Сделав несколько кадров, выступаем.
Наше внимание привлекают несколько свежих баннеров, установленных вдоль обочины. На одном из них были нарисованы стеклянная бутылка, раскрытая консервная банка и другой мусор, и надпись гласила «Не бросайте мусор!». Содержание другого баннера было более оригинальным. Там был изображен горящий лес, охотник с ружьем, а надпись гласила (далее цитирую дословно): «Стреляем зарядом с бумажным пыжом — лес от пожара не бережем!». Рядом стоял третий баннер с надписью «Охотничье хозяйство ООО «Шипов лес». Охота по путевкам» и указан телефон.
Тут мне вспомнилось, что Воронцовский лесхоз, в распоряжении которого находится Шипов лес, всегда был образцовым хозяйством и в голодные послевоенные годы давал 80 % бюджета области. В то время его директором был дед автора этих строк.
В той же Ерышовке мне вспомнилась другая история, когда мы проходили крайний дом. Здесь когда-то стоял дом нашего дальнего родственника Василия Алексеевича Белоглазова. Он был белогвардейским офицером и, как говорил позже про себя, «прошел все тюрьмы Советского Союза». С его именем связано одно лично мне запомнившееся обстоятельство. Уезжая в свою первую ссылку в Казахстан, Василий Алексеевич написал письмо своей невесте с просьбой приехать. Девушка колебалась. Связываться с ссыльным белым офицером в то время было небезопасно. И тогда инициативу на себя взяла её мама, происходящая из павловского купеческого рода. Она прямо сказала дочери: «Если бы у НЕГО было все в порядке, ты бы имела право отказать. А теперь это уже — твой долг! Ведь ЕМУ теперь помощь нужна! Езжай к нему!» Девушка поехала к своему будущему мужу, с которым прожила потом более сорока лет. Последние годы супруги жили и работали в Ерышовке: Василий Алексеевич — учителем физики, его жена — учительницей начальных классов.  
Приближаясь к Шипову лесу, мы обратили внимание на несколько вбитых кругом в землю кольев. Таким образом местные лесники огородили небольшие муравейники черных садовых муравьев, расположенные возле самой дороги, чтобы таким образом уменьшить вероятность их случайного разрушения.
Уже вступая в лес, бросаем взгляд на небо, картина на котором приобретает буквально феерические масштабы. Светло — сизеватая пелена покрылась белой рябью, а восходящее солнце придало всей этой картине золотистый оттенок. Зрелище воистину феерическое, и мы не удерживаемся, чтобы не сделать ещё несколько кадров.
Вступая под полог леса, мы первым делом обращаем внимание на свежие кабаньи порои. Данное наблюдение не могло нас не порадовать. Значит, после выкосившей почти все население диких свиней эпидемии африканской чумы их поголовье постепенно начинает восстанавливаться.
На опушке леса нас приветствует веселым щебетом стайка расписных, словно хохломские игрушки, щеглов. Им вторит пощелкивание поползней, ещё пока несмелые колокольчики больших синиц, писк пухляков и трельки лазоревок. Эти звуки сопровождали нас на протяжении всей прогулки.
Обращало на себя внимание сравнительно малое, по сравнению хотя бы с той же Воронежской Нагорной дубравой, число лесных санитаров дятлов. Это связано, скорей всего, с хорошим состоянием древостоя в результате своевременно проводимых санитарных рубок. По крайней мере, в наше поле зрения сухостойных деревьев не попало. Для Воронежской Нагорной дубравы это — обычное зрелище!
В одном месте до нашего уха долетело тревожное глухое карканье ворона. Спустя миг над нами проплыла огромная тень с длинными изогнутыми крыльями и светлым хвостом, в которой мы узнали орлана — белохвоста, вида из Красной книги Российской Федерации. Лет тридцать назад в нашей области было только одно гнездо этого царственного вида, но сейчас орлан — белохвост расселился довольно широко. Его можно встретить и над водными просторами «Воронежского моря», и над донскими плесами, и над степными рыбоводными прудами.
Пока мы двигаемся, до наших ушей периодически доносился звук бензопилы. Зима — время рубок, и сейчас, несмотря на новогодние каникулы, лесники не хотят терять время. Вдоль дороги нам часто попадались столбы с надписями, обозначающими номера кварталов и выделов, их лесоводственные характеристики и вид рубки. По тому, как всё это было оформлено, можно было заключить, что лесники здесь продолжают держать марку образцового лесхоза. Также обратило на себя внимание полное отсутствие мусора вдоль дороги, чем может похвастаться далеко не каждый тракт, соединяющий наши российские села.
Наше внимание также привлекли выходящие на асфальт грунтовые лесные дороги. Они полностью были разбиты и исковерканы тяжелыми лесовозными машинами, что говорило об интенсивных рубках в этом году. А что тут такого? Ведь паркет из Шипова дуба поставляется даже в страны Евросоюза, а там строго следят, чтобы закупаемая продукция производилась с соблюдением всех экологических нормативов.
На подходе к хутору Новенькому птичье население меняется. До нашего уха донесся крик сойки, карканье ворон. Потом нам попалась стайка свиристелей и несколько дроздов рябинников, обносивших несколько посаженных возле здания лесхоза деревьев рябины. Обратили не себя внимание разросшиеся кусты терновника, или сливы колючей, с темно-синими ягодами. Лично мне они показались безвкусными, но мои спутники охотно съели несколько штук.
По мере приближения к селу Воронцовка на обочине дорог стал попадаться мусор, причем целыми пакетами. Видно, что мусор выбрасывался специально на ходу машины. На одном из деревьев какой-то остряк закрепил коровий череп, хотя мы этого остроумия не оценили.
Выйдя в долину реки Осереди, автор не удержался, чтобы не сделать несколько панорамных кадров. В Воронцовке нас уже ждала машина. Мы не заставляем себя ждать, быстро грузимся и направляемся в Павловск.IMG_2216.JPG IMG_2215.JPG IMG_2206.JPG IMG_2205.JPG IMG_2208.JPG IMG_2207.JPG IMG_2199.JPG IMG_2203.JPG IMG_2204.JPG IMG_2201.JPG IMG_2202.JPG IMG_2200.JPG IMG_2196.JPG IMG_2194.JPG  




© 2003-2024 Союз охраны птиц России
Создание сайта - Infoday Media